В Украине хотят ужесточить контроль за топливом
С 1 июля 2019 года в Украине запускают электронное администрирование акцизов на топливо. Соответствующее постановление Кабмин принял 24 апреля. Обновленная система СЭАРТ (Система электронного администрирования реализации топлива) будет отслеживать путь топлива - от поставки в страну до развоза заправкам. Чтобы все правильно учитывалось, операторы АЗС должны до 1 июня внести свои мощности (для хранения, транспортировки и продажи топлива) в СЭАРТ.
Еще одна обязанность заправщиков - оборудовать склады, транспорт и колонки на АЗС уровнемерами и расходомерами для контроля.
Эксперты считают, что благодаря всем этим мерам в Украину станет сложнее завозить контрабандное топливо и разбавлять горючее. Они направлены против теневого рынка и могут помочь.
По подсчетам Нефтегазовой ассоциации Украины, в 2018 году через нелегальные АЗС в Украине было продано до 1,5 млн тонн нефтепродуктов. Теневой оборот горючего оценивался 10 млн. грн.
Новая система будет учитывать обороты и остатки легального топлива на каждом заводе, нефтебазе, заправке. Данные будут сверяться с информацией уровнемеров и расходомеров, которые установлены на акцизных складах. Все это покажет реальный объем оборота и остатков топлива в ежедневном режиме.
Если что-то не сойдется - значит докажет контрабанду и контрафакт. Это станет сигналом для налоговиков. Как только топливо вырастет в объеме при помощи каких-то неподакцизных добавок - значит с новых литров придется уплатить акциз.
Система перекрестного контроля поможет ликвидировать скруточные схемы, которые используются для продажи горючего на нелегальных АЗС.
Работа по-новому будет дороже. Нефтетрейдерам нужно будет увеличить число работников под ежедневную регистрацию новых документов. Точно потребуется больше бухгалтеров. Число специалистов будет зависеть от величины конкретной сети заправок и объемов реализуемого ею топлива.
Еще придется потратиться на оборудование складов, заправок и передвижных цистерн. Нужно будет докупать уровнемеры и расходомеры, согласовывая установку с ГФС.
По мере перехода на новую систему может возникать неразбериха. Хотя в целом введение электронного учета топлива приветствуется легальными заправщиками. Они рассчитывают на активную работу чиновников против нелегалов, и попутное формирование нужной нормативной базы.